Как появились первые танки у Израиля


Рубрики Новости, автор Sergey - Мар 14, 2024


Танк М4А2 “Шерман” стал первым, переданным английскими солдатами 14 мая 1948 г. (день провозглашения Независимости Израиля) в руки представителей “Хагана” … Ещё один такой танк найден на свалке металлолома летом 1948 г., а с ноября 1948 г. начали поступать 30 М4А1 (со 105-мм гаубицей М4), купленные в Италии.

Все эти танки были по сути металлоломом с неисправной ходовой частью, без пулемётов, оптики, средств связи и т.п., но главное – с выведенным из строя орудием (затвор снят, в стволе автогеном проделаны отверстия). Лишь 4 “Шермана” были полностью восстановлены до конца войны, ещё 5 были на ходу, но без пушек и использовались как учебные и тягачи.

На ноябрь 1949 г. на ходу было 14 танков “Шермана”, но только 4 из них имели пушки – три 75-мм танковую пушку М3 и один – 75-мм полевую пушку Круппа. В дальнейшем пушки Круппа были установлены ещё на 5 “Шерман”. И только в середине 1950 г., после закупки 50 пушек М3 во Франции, появилась возможность завершить ремонт “итальянских” танков. Все 6 “Шерман”, ранее вооружённые пушкой Круппа, были перевооружены на гаубицы М4.

В феврале 1949 г. в Италии были куплены как металлолом ещё 41 “Шерман”. Однако попытка вывести их в ноябре 1949 г. не удалась, танки были конфискованы, а Израиль получил денежную компенсацию. В конце 1950 г. в Израиль прибыли 14 “Шерман”, купленных на Филипинах. 12 из них были М4А3 с 8-цилиндровым V-образным двигателем “Форд”, мощностью 500 л.с., в то время как на почти всех более ранних “Шерман” АОИ стоял звёздообразный двигатель “Континенталь” R-975 мощностью 350 л.с. (в АОИ данный двигатель сокращённо называли “Конт”). Два других были М4А1 с двигателями “Континенталь”. В 1951 г. во Франции были куплены 40 “Шерман” модели М4А4 с пушками М3, но с двигателем R-975. Первые 7 из них прибыли в декабре 1951 г., остальные – до конца 1952 г. Если на начало 1951 г. в АОИ имелся 31 исправный танк “Шерман” (26 с пушкой М3 и 5 с “Крупп”; кроме того, 1 танк с М4 находился на ремонте), то на конец 1953 г. – 76 (30 “итальянских”, 40 “французских” и 6 “филипинских”, все с М3).

В начале 1954 г. было принято принципиальное решение сосредоточиться на закупках “Шерман” в состоянии металлолома с последующим их ремонтом и модернизацией в Израиле. В августе-сентябре 1954 г. 55 танков были куплены во Франции, в начале 1955 г. из Англии прибыли 10 “Шерман Мораг” (Flail, с минным тралом), ещё 2 таких танка были получены из другого источника. К апрелю 1955 года общее количество неисправных “Шерман” в Израиле составило 121, а в конце августа 1955 г. – 131. Таким образом, вместе с 76 боеспособными танками, Израиль имел 207 “Шерман”. Из 131 неисправного танка 2 были по-сути пустыми корпусами, 4 имели дизельный двигатель (т.е. по-видимому были модели М4А2), а 3 были некими гибридами, не поддававшимися точной классификации.

К середине 1956 г. были отремонтированы и переданы в войска 12 “Шерман” с гаубицей М4 (на 26.10.56 их было 13). Кроме того, в АОИ имелось около 70 “Шерман” на ходу, но без пушек – они ожидали модернизации, включавшей установку 75-мм французских пушек М-50. Число танков с пушками М3 выросло незначительно – до 80-82 (на 26.10.56 их было 79, возможно – только исправных). Летом-осенью 1956 г. в Израиль из Франции прибыло 40 “Супер Шерман” (см. ниже) – по 20 20.08.56 и 27.09.56. В конце октября 1956 г. из Франции были получены 48 “Шерман” с 76.2-мм пушками М1 – 17 прибыли 20.10.56, ещё 31 – 27.10.56. Дополнительные 52 танка этого типа (а также 10 танков-бульдозеров и 10 БРЭМ М32) прибыли в ноябре-начале декабря 1956 г.

Всего в 1948-1965 гг. были куплены около 620 танков “Шерман”:
1948-9 51
1951-3 61
1954 120
1955 10
1956 160 (Включая танки-бульдозеры и БРЭМ М32)
1957 40
1958 8
1963 49
1964 113
1965 3

До сотни “Шерман” захвачены у Египта в войнах 1956 и 1967 гг. (включая М4/FL10 – “Шерман” с башней FL10 от лёгкого танка АМХ-13). Часть танков, включая большинство трофейных, сразу использовались для переоборудования в самоходные артиллерийские установки, самоходные 160-мм миномёты и др…

После войны было стандартизировано два типа “Шерманов” – танк с 75-мм пушкой М3 и танк огневой поддержки со 105-мм гаубицей М4. Они получили обозначения “Шерман дегем Алеф” (т.е. “Шерман” Мк.1 или Мк.А) и “Шерман дегем Бет” (т.е. “Шерман” Мк.2 или Мк.В) соответственно (“дегем” на иврите означает “модель”). В 1956 г. от этих обозначений отказались и с тех пор танки “Шерман” обозначались в Израиле по типу установленной на них пушки. Различались следующие модели:
— Шерман М-1 – танки М4А1Е3 и М4А1Е8 “Шерман” с 76.2-мм пушкой М1. Танки модели М4А1Е8, имевшие подвеску HVSS (с горизонтальными пружинами, гусеница шириной 24 дюйма), стали называться “Супер Шерман” М-1 или просто “Супер Шерман”.
— Шерман М-3 – с 75-мм пушкой М3.
— Шерман М-4 – со 105-мм гаубицей М4.
— Шерман М-50 – с 75-мм французской пушкой CN75-50…
— Шерман М-51 – со 105-мм французской пушкой М-51…

В 1956 г. на вооружении было до 180 боеготовых “Шерман” моделей М-1, М-3, М-4 и М-50 (всего – 205, причём по-видимому имеются в виду только отремонтированные или прошедшие проверку Службой вооружений образцы, поскольку, как уже было сказано выше, 207 “Шерман” Израиль имел ещё в августе 1955 г., а с тех пор было получено ещё 88, и это не считая танков, прибывших после начала войны). В 1967 г. на вооружении было 515 боеготовых “Шерман” (107 М-1, 231 М-50 и 177 М-51), а всего – 522 танка этого типа. Впрочем, по другому источнику на 04.06.67 в АОИ имелось 494 исправных “Шерман”: 146 М-1, 173 М-50 (как “Континенталь”, так и “Кеминс”) и 175 М-51.
(Waronline)

История первого Шермана в АОИ подробнее раскрыта в другой статье.

Танк, из излишков британской армии, должен был быть уничтожен вместе с ещё 600 боевыми машинами в рамках эвакуации королевских сил из Эрец-Исраэль… танки, хранившиеся на 142-й базе тылового обеспечения британской армии в Тире, возле Хайфы, отвозились по дороге Бейт-Орен – Атлит, и там скатывались в глубокое русло Вади Фалах (ручей Орен). После этого основные узлы танков взрывались, чтобы исключить возможность их восстановления в будущем. Благодаря связям, установленным закупщиками Хаганы в Хайфе с британскими солдатами, занимавшимися уничтожением танков, была достигнута “договорённость”, что один танк будет загружен на трейлер в районе Бейт-Орен, а откуда переброшен дальше в Тель-Авив. Трейлер, стоявший на автомобильной свалке в Тель-Авиве из-за отсутствия подходящих шин, был восстановлен специально для этой операции людьми Хаганы, работниками дорожно-строительных компаний “hа-Мегафер” и “Солель Бонэ”. Проделав непростой путь, в ходе которого шины лопались одна за другой, трейлер с танком добрался субботним утром 15 мая до автотранспортной мастерской на территории ярмарки {“Базовая мастерская номер 1″ Хаганы в Тель Авиве}.

На стадии приёма танка на учёт, решено было дать ему абсолютно “кашерное” имя. Поскольку в тот же день у Шимшона Резника, командира мастерской, родился сын, решено было назвать танк именем новорожденного – “Меир”. Гораздо менее празднично настроены были Йосеф (Джо) Крейден и Аркадий Сафрут, осмотревшие танк и пришедшие к неутешительному выводу, что танк к боевому применению негоден, ввиду следующих причин:
1. Даже если будет возможность починить двигатели танка, запчасти для текущего обслуживания отсутствуют.
2. Механизм башни не действует, из-за отсутствия кольца башни.
3. Многих частей просто недостаёт.
Но Генштаб не согласился просто так отказаться от танка, и приказал приложить все усилия к его ремонту и возвращению в строй. Так, с многочисленными импровизациями по ходу дела, на танк была установлена 20 мм зенитная пушка “Испано-Суиза”, вставленная в трубу большего диаметра, внешне напоминавшая оригинальную пушку танка.

Первое боевое крещение “Меир” принял утром 3 июня, в ходе атаки бригады “Кармели” на город Дженин. Но танк так и не принял участия в атаке, из-за поломки в механизме сцепления, обнаружившейся сразу после начала движения. В результате, танк был возвращён в Тель-Авив через несколько дней. “Меир”, вместе с двумя танками “Кромвель”, украденными у британской армии 29 июня 1948 г., составили роту “тяжёлых” танков, вторую роту в 82-м батальоне 8-й бригады, приняли участие во многих операциях во время Войны за Независимость. Впоследствии в состав роты был введён танк М4А3 “Шерман”, собственное имя “Тамар”. 29 декабря, в ходе операции “Хорев”, в бою с египетскими силами к северу от Бир-Лахфан, гусеница “Меира” была повреждена противотанковым огнём, а гусеница “Тамар” порвана в следствии подрыва на мине. 30 декабря танк “Кромвель” отбуксировал “Тамар” в тыл, а “Меир” ввиду невозможности эвакуации был подорван и брошен.
(Waronline)

“Меир”:



“Тамар” в Аудже:



Там же. Он же ?





Ещё “Тамар” в районе Ауджи:


(Архив Пальмаха)

Два Шермана и полугусь с 6-фунтовкой в районе Рафиаха; справа, кажется, “Тамар”:


(Архив Пальмаха)



В районе Халуцы:


(Архив Пальмаха)

Шерманы 82-го батальона в районе Эль-Ариша:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)

Макдональд (первый слева) и Фланнаган (четвёртый), уже знакомые нам по истории с похищением Кромвелей:



Шерман и Кромвель:



Шерман следует за 6-фунтовым хафтрэком и Кромвелем:


(Архив Пальмаха)

Ещё 1948:


(Архив Пальмаха)


(Архив Пальмаха)

1949, парад:


(Давид Эльдан)

1952, учения:







1953, парад:



7-я бригада на том же параде:



1955, парад:


(Моше Придан)

И учения:



1955-59:


(Давид Харрис)

1956, учения:



Тоже 1956:


(Тедди Браунер)



Синай:



Подбитый израильский (судя по номеру и пулемёту BESA) Шерман:



1957:


(Национальная фотоколлекция)


(Национальная фотоколлекция)

1965, парад:





Израиль был не единственным пользователем Шерманов на Ближнем Востоке. Так, википедия сообщает нам, что Египет уже в 1948-м располгал несколькими экземплярами, и в дальнейшем пополнял запасы в Великобритании (пока не сдружился в середине 50-х с СССР). Последние 30 машин были переданы 20-й палестинской дивизии в Газе и сгинули в 1967-м.

Египетские Шерманы в Каире, 1952:






(AP)

1954:





Подбитый египетский танк, 1956:



Ещё жертвы синайской кампании, чьи-то:


(Давид Рубингер)



Египетские трофеи в Израиле:





В Сирии тоже водились; подробности мне, увы, неизвестны.



Один из латрунских Шерманов; корпус у него от M4A4, а двигатель видимо от M4A2:


Оригинал взят у bukvoed в Soldiering on.


Мар
3

Комментарии закрыты.