Правдивая ложь о ЖКХ


Рубрики Политика, автор Sergey - Май 8, 2023

О том, что нужно говорить правду, премьер-министр Арсений Яценюк сказал на заседании правительства. Он потребовал срочно объяснить людям логику тарифов на услуги ЖКХ. Эта фраза звучала из уст чиновников всех уровней и мастей уже сотни раз. И тем не менее Яценюк выдвинул это требование еще раз.

Власть довела ситуацию до абсурда, но все-таки решилась на объяснение, почему люди будут платить за деструктивную экономическую политику власти, пишет The Kiev Times.

В украинских тарифах на услуги ЖКХ есть целуй список показателей — себестоимость, в которой постоянно растет доля энергоносителей и других операционных затрат, убытки за прошедший период, долги, управляемая государством рентабельность, которая не позволяет отрасли выбраться из вечного кризисного состояния.

В тарифах обязательна политическая составляющая. И это происходит, несмотря на величие регулятора. Есть в тарифах и такое, что скрыто от украинцев — завышенная стоимость ремонтных работ, непомерные затраты, оставшиеся еще с советских времен проблемы отрасли и древнее управление.

В национальных тарифах нет инвестиционной составляющей. Не 2-3%, которые, заложены в тарифах на развитие. А те проценты, которые необходимо заложить в обновление основных фондов и повышение качества работы. В украинских тарифах нет главного, в них нет доверия потребителя к регулятору, к поставщикам услуг да и вообще нет доверия к власти.

Украинское ЖКХ – нездоровое дитя национальной экономики. С одной стороны, в отрасли ежегодно меняются министры, чья задача — политика ЖКХ. С другой стороны, потребитель, который считает, что государство ему должно. ЖКХ для украинца заканчивается тем, что из крана должна течь вода. И не важно, за что платить и сколько.

Правда, этого не знают и коммунальщики, и регулятор, и армия чиновников. Всего 40% бытовых потребителей оснащены приборами учета тепла и воды. С поквартирным контролем и учетом дело обстоит значительно хуже. Траты тепла считаются по методике «на глаз». Счетчики на выходе ресурсов стоят далеко не у всех предприятий. Плату же за услуги требуют не «на глаз», а реальную.

Яценюк же обещает, что людям объяснят, за что они платят, но, правда, объяснят только после прыжка тарифов. Странно это…

Объяснение тарифов превратилось в игру власти и общественности. Власть обещает прозрачность тарифов. Общественность требует прозрачности, право на которую закреплено п.2 ч.1 ст. 20 закона «О жилищно-коммунальных услугах». Но сайт НКРЭКУ содержит только общие данные. У регулятора почти 300 лицензиатов по теплоэнергетике и более 140 лицензиатов по водоснабжению. Тариф состоит из более, чем 50 показателей. Разобраться в них крайне сложно.

При этом, коммунальные предприятия и регулятор помнят о ст. 505 Гражданского кодекса (коммерческая тайна), законе «О доступе к публичной информации».

В результате, структура тарифа остается коммерческой тайной.

Если у потребителя есть сомнения в обоснованности тарифов, ему следует обратиться с жалобой в органы местного самоуправления. Если тариф подлежит государственному регулированию, тогда надо обращаться к госрегулятору.

Для того, чтобы оспорить решение тарифного регулятора необходимо обратиться в административный суд с иском. Решение же административного суда можно оспаривать в вышестоящих судебных инстанциях — вплоть до Верховного суда и даже суда по правам человека. Возможно ли такая деятельность для обычного пользователя? Параллельно можно обращаться и в гражданский суд, но только оспаривая действия исполнителя услуг при применении тарифов. Для потребителя это означает, что доказать необоснованность тарифов на практике невозможно.

Совсем недавно была Госинспекция по ЖКХ, которая контролировала работу ЖЭКов. ЖЭКи ее боялись. Но по непонятным причинам инспекцию по факту упразднили. Был прокурорский контроль. Упразднили и его. Создана временная рабочая группу. Но неизвестно, насколько результативной будет ее деятельность. Законодательством не предусмотрены эффективные рычаги влияния общественности на процесс формирования тарифов.

Людям нужна правда. А она заключается в том, что украинцам остается «на веру» платить за услуги ЖКХ по новым тарифам. Правда и в том, что тарифы нужно обосновывать, и в том, что скачка можно было бы избежать, если бы все делалось системно. Правда и в том, что субсидий на всех не хватит. Правда в том, что потребителям обязаны разъяснить структуру тарифа.

А говорить о правде можно тогда, когда у потребителей безусловно есть не только обязанности, но и права.

Последние свежие новости дня


Май
5

Комментарии закрыты.