Дневник путешественницы. Адыгея. Плато Лаго-Наки, часть 2

Рубрики Дом и семья, автор Sergey - Май 8, 2022

Итак, мы задержались на нашей стоянке в кемпинге еще на один день, чтобы посетить Кавказский заповедник. Местные нам рассказывали о красивых природных местах, горных речках, водопадах. Мы не представляли, как мы все это сможем найти на огромной площади дикой природы, но от услуг гида все же отказались — и правильно сделали.

Заповедник

Как я уже говорила, хорошая асфальтовая дорога заканчивалась у Азишской пещеры. Наш путь к заповеднику шел по грунтовой дороге длиной порядка семи километров.

Машины нам почти не попадались, и казалось, что здесь совсем малолюдно. Но в какой-то момент потянулись горные приюты и гостиницы, а вскоре мы увидели целую вереницу припаркованных машин.

В этом месте с дороги открывался невероятный вид на долину, на многослойный ландшафт с горными склонами, покрытыми альпийскими лугами и массивами леса. На далеких вершинах Лагонакского хребта белыми пятнами виднелись ледники.

Но машины останавливались здесь не только из-за впечатляющего пейзажа. Именно здесь был спуск к большому водопаду, и все туристы пробирались по довольно крутому склону вниз, в долину. Говорят, до водопада нужно было идти минут сорок.

Мы не отправились к водопаду вместе со всеми, а поехали дальше по грунтовой дороге — ведь формально мы еще не добрались до территории заповедника.

Вскоре мы подъехали к воротам КПП Лагонаки — въезду в заповедник. Вход был платный — 200 рублей с человека. Мы решили не оставлять машину у ворот и проехать еще пару километров — до шлагбаума — чтобы сэкономить время.

Еще немного, и мы доехали до шлагбаума — дальше можно было идти только пешком. Места уже тут были очень живописные — неровная дорога, крупные валуны, смешанная растительность, полевые цветы на лугах.

Кавказский биосферный заповедник находится на Азишском перевале, на высоте 1750 метров. Это один из крупнейших горно-лесных заповедников в Европе. На его территории можно найти самые разнообразные природные зоны — горы, пещеры, водопады, реки, озера, ледники. Чтобы обойти их все, понадобится не один день.

Плато Лагонаки — невероятно красивое место, известное своими альпийскими лугами. Дорожки извиваются между склонов, покрытых полевыми цветами. И с каждым поворотом открываются все новые и новые захватывающие виды. Количество оттенков зеленого — просто невероятное!

Мы бродили по заповеднику несколько часов. Температура здесь была гораздо ниже, чем внизу — нет такой изнуряющей жары, просто приятное тепло. Поэтому гулять здесь одно удовольствие.

Конечно, мы не обошли и малой его части, но ландшафт менялся настолько быстро — вдруг появлялись высокие обрывы, холмы и низины, что казалось, что мы успели посмотреть очень многое.

На территории заповедника есть множество карстовых пещер и полостей, уходящих глубоко под землю. Весной и в начале лета они еще заполнены снегом, поэтому нужно быть осторожным — можно легко провалиться.

Блуждая по зеленым лугам, мы неожиданно встретили наших новых соседей по кемпингу. Они уже возвращались назад и отдыхали на одном из склонов. Они рассказали нам о пещере с ледником. Мы, конечно же, загорелись его увидеть.

Ориентиром по пути к пещере была вышка ретранслятора сотовой связи, которая находилась на невероятной по форме возвышенности.

В двух шагах от вышки мы и увидели ледник — огромный кусок мокрого спрессованного снега. Он находился в каменной низине — карстовой пещере. Неизвестно, насколько полость под ледником уходит под землю. Зимой вся территория заповедника покрывается снегом, который начинает таять с приходом весны. Но получается, что к середине августа этот кусок снега так и не растаял, но, похоже, так и не дотает до конца, покрывшись новым слоем снега с приходом холодов.

При более близком рассмотрении ледник оказался довольно грязным — осадки и пыль сделали свое дело. Но все равно это было невероятно — увидеть огромный пласт снега летом, среди зеленых лугов и полевых цветов!

По периметру ледник подтаял, вода ручейками вытекала из-под него и уходила между камнями под землю. На леднике совсем не было холодно — я была одета в шорты и майку, но через подошву ногами ощущалась прохлада.

Нам повезло с погодой — было тепло и солнечно. Но в горах погода меняется довольно внезапно — может пойти ливень, подуть сильный ветер, опуститься туман. Поэтому, отправляясь на прогулку по этим местам, лучше захватить с собой теплую одежду и дождевики. Нелишним будет взять с собой небольшой запас и воды — на территории заповедника нет цивилизации, только нетронутая природа.

Мы возвращались тем же путем и снова любовались невероятными быстро меняющимися видами. Мы нисколько не пожалели, что не спустились к водопаду, а отправились гулять по заповеднику. Ведь мы увидели снег летом — что может быть невероятнее!

Хаджохская теснина

После прогулки по Кавказскому заповеднику мы отправились еще к одной яркой природной достопримечательности — Хаджохской теснине. Она находится в поселке Каменомостский (Хаджох).

Природный памятник обустроен как туристический комплекс. Входной билет стоит 300 рублей. При входе есть детская площадка, сувенирные лотки, кафе и магазин. На территории комплекса даже устроен небольшой зоопарк с медведями, волками, птицами.

Хаджохская теснина — невероятное природное явление. Бурная река Белая за несколько тысяч лет вымыла в целостной скале коридор длиной в 500 метров и глубиной больше 30. Ширина каньона в самом узком месте — всего полтора метра, в самом широком доходит до шести.

Река нежного голубого цвета течет на дне узкого и высокого каньона. Посетители могут прогуляться по обеим его сторонам. Дорожки, идущие вдоль каньона, проходят на разных уровнях, можно опуститься поближе к воде или подняться повыше.

Местами пешеходные дорожки проходят очень близко к краю обрыва. Посетителей защищает от падения надежный заборчик с натянутыми тросами.

Иногда маршрут проходит в довольно опасном месте, под огромными валунами.

В некоторых местах устроены небольшие смотровые площадки с лавочками, на которых можно отдохнуть и полюбоваться невероятными видами на теснину.

Перебраться на другую сторону каньона можно черед подвесной мост.

Вода в реке очень бурная. Ее глубину трудно определить из-за больших камней, валяющихся на дне каньона. Во время паводка вода поднимается до самого верха каньона и иногда даже выходит из берегов.

Игра водных барашков и пены, меняющихся каждую секунду, невероятно завораживает. Невозможно оторваться от наблюдения за невероятной силой природы. В этом месте хочется находиться бесконечно долго. Но страшно даже представить, каково это — оказаться в водах этой сильной реки.

Стены каньона тоже достойны наблюдения. Они такие разные — где-то гладкие, где-то изогнутые. В них множество выступов и ниш, в некоторых даже есть небольшие озерца воды. Если постараться, можно даже разглядеть огромное лицо.

Как ни впечатлила нас необыкновенная Хаджохская теснина, пора было возвращаться в кемпинг. Наутро мы покинули Адыгею и отправились дальше, навстречу новым местам. Но это уже совсем другая история.