«Нива»: История советского кроссовера (фото)


Рубрики Автомобильные, автор Sergey - Фев 4, 2024

Сколько уже сломано копий в спорах о претенденте на право быть первым кроссовером планеты! У каждого мало-мальски образованного спорщика свои «железные» аргументы. Но прежде чем сказать свое веское слово, необходимо для начала определиться с самим термином.

Терминология

Считается, что впервые это понятие ввел Chrysler в 1987 году. Однако до того момента, как в середине 90-х гг. прошлого века рынок всколыхнули Toyota RAV4 и Honda CR-V, никто особо таким словом не пользовался.

А вот дальше – все пошло-поехало. С тем, что имеем на сегодняшний день, можно утверждать, что в обычном понимании кроссовером вправе называться автомобиль, сочетающий свойства обычного легковушки и внежорожника.

Что-то наподобие всесезонных шин, только гораздо лучше – полезнее и функциональнее. Хотя существует немало примеров смешивания всего чего угодно, например, купе и пикапа, или минивэна, внедорожника и седана. Фантазию ведь не остановить, да и зачем?

Принципиальными моментами для кроссовера должны считаться несущий кузов с хорошим уровнем комфорта, повышенный дорожный просвет и присутствие полного привода (бюджетные версии чудесно обходятся и без него, но это актуально лишь для цивилизованных стран).

Отличный набор качеств для многоцелевого автомобиля на каждый день. Да, мы чуть не забыли еще один принципиальный момент: наличие толковых маркетологов у автопроизводителя. Без них по сей день все бы текло по старинке.

История

Если мы попробуем доискаться кроссоверных истоков вазовской «Нивы», то придется вернуться в середину 50-х гг., когда в Горьком освоили полноприводный вариант «Победы». Вездеход ГАЗ-М72 появился как побочный продукт освоения целины для помощи механизаторам в полевых работах с подвозом запчастей.

Учитывая не блестящую надежность сельхозтехники, легко можно понять мотивы партии и правительства, инициировавших работы над «отечественным комфортабельным легковым автомобилем повышенной проходимости». Хотя о каком комфорте можно говорить с парой неразрезных мостов. Проект просуществовал 4 года (1955-58) и после 4677 собранных машин перешел в иное русло.

Работы над легковым полноприводником переместились на «Москвич», где под кузов модели «402» подкатили пару жестких мостов и раздатку с понижайкой (дорожный просвет достигал220 мм). Седану «410» на роду было написано всего пару лет (1957-58 гг., 7580 экз.), универсалу «411» также не судилась долгая жизнь (1959-60 гг., 1515 экз.).

Конструкторы так и не смогли побороть недостаток мощности, хилую динамику, разваливающийся кузов и врожденную склонность к опрокидыванию. Заводу категорически не хватало производственных мощностей, особенно для экспортных поставок. Поэтому даже параллельному проекту внедорожника «Москвич-415/416» дали отставку в пользу обычных малолитражек, приносивших валютную добычу.

Следующим приближением к жанру кроссоверов оказался луцкий «ЛуМЗ-969». Первые пару лет он существовал переднеприводным (1967-69), а в качестве «ЛуАЗ-969» получил подключаемый задний мост. Однако комфортом машинка не баловала и причислять ее к первопроходцам мы бы не стали, хотя очень хочется (чистой воды патриотизм).

Роковой визит

Решающим событием в появлении «Нивы» стал визит на «АвтоВАЗ» председателя Совета министров Алексея Косыгина летом 1970 года. Высочайший партийный начальник вдруг вспомнил о сельских тружениках и предложил перспективный вектор развития в сторону полноприводника.

И это оказался правильный маркетинговый ход. И в то же время парадоксальный, особенно при том обстоятельстве, что сельское население при советах начало получать паспорта лишь в 1974 году. Забота партии о народе невероятно множилась.

Зарождающейся «Ниве» очень повезло с молодым составом конструкторов и испытателей. Если бы не их энтузиазм и вера в автомобиль, то проект наверняка закрыли бы. Об этом говорит неуверенность руководства завода даже на стадии испытаний опытных образцов.

Но все обошлось. Конструктивно «Нива» оказалась вполне удачной. Схема с постоянным полным приводом была выбрана в целях экономии. Конструкторов ограничивали серийными агрегатами, а они не выдерживали моноприводных режимов, поэтому для равномерной загрузки трансмиссии постоянный подвод тяги с симметричным межосевым дифференциалом оказался спасительным решением.

Завод об этом не распространялся, но правильность решения оценили впоследствии незадачливые владельцы, отключавшие по подсказке гаражных «спецов» привод на передний мост. Сэкономленные на топливе деньги спустя время приходилось вкладывать в сыпавшуюмя от перегрузок трансмиссию (паразитные моменты, будь они неладны!).

Полный привод давал машине фору при преодолении внезапных препятствий (не надо было подключать второй мост), а также гарантировал неизменные управляемость и устойчивость на дорогах с твердым покрытием.

Мотора 1,6 литра (80 л.с.) на бездорожье хватало далеко не всегда, выручала вторая пониженная передача, но даже с ней препятствия приходилось брать с ходу, что стало особенностью «Нивы» (что то вроде нахального стиля езды вне дорог). Кроме этого, экономия на разработке вылилась в родовые шумы и вибрации, которые окончательно так и не побороли.

Хотя, справедливости ради стоит отметить, что на первых этапах конструкторы предлагали необычное решение, в котором мотор, КПП, раздатка и редуктор переднего моста образовывали жесткую связь и не требовали зудящей карданной передачи вперед. Уникальная трансмиссия прототипа имела такие режимы как: передний, полный и задний приводы, а также полный пониженный привод и нейтраль.

В это время в другом мире

Но это так, к слову об изобретательности. Что касается первенства по части кроссоверности, то для Советского Союза она была однозначной. Но в мире уже здравствовали аналоги.

Спортивный Jensen Interceptor (1967-76) в расчет не берем по причине эксклюзивности (хотя полный привод для такого типа машин ранее не применялся и пошел в рост после1980 г. с появлением Audi Quattro).

Британский Range Rover возник в 1970 году и по-своему возглавил тренд люксовых внедорожников. Но его размеры и мотор V8 вовсе не отвечают требованиям массовости. Ближе всех к «Ниве» стоит Subaru Leone Estate Van, примеривший постоянный полный привод в 1972 году. А советская интерпретация стала на конвейер в 1976-м.

Так что споры имеют полное право продолжаться. В Японии очень близко к рассматриваемой категории подобрался Suzuki Jimny (выпускается с1967 г.). Но у него, как и у «Победы» с «Москвичом» стояли жесткие мосты, да и раму никуда не денешь. Хотя по размерам (3,4 м) и функциональности это почти «Нива», только чуток поменьше.

А вот в Америке лидером сегмента считается AMC Eagle (1979-1987), внедривший легковой полноприводник сразу в трех кузовах: седан, купе и универсал (на основе существовавшей модели Concord). Что значит размах! Для многих именно эта машина символизирует начало эры кроссоверов. Но ведь у каждого своя правда, не так ли?

Настя СЛАВНАЯ

auto.tsn.ua — Последние автомобильные новости


Фев
2

Комментарии закрыты.